такой Февраль

2 февраля. День сурка.
10 февраля. День памяти А.С. Пушкина.
14 февраля. День Святого Валентина.
23 февраля. День защитника Отечества.
24 февраля. 1 день Масленицы.

Последний отзыв

Мелихово и Талеж

Здравствуйте!
Хочу сказать большое спасибо Попович Вере Владимировне за замечательную экскурсию в Мелихово и Талеж (21.02.2015 г.) , за отличное настроение, которое она подарила, за духовное наполнение! В цивилизацию возвращаться не хотелось. Для меня этот день был самым лучшим в этом году.
С уважением,

 

Ответ 9

С начала XIX столетия в народе широко распространилось название «Большое Вознесение», в отличие от «Малого Вознесения» — более старой церкви Вознесения Господня на Никитской улице, построенной в 1634 году (ныне — Большая Никитская улица, 18).

История храма Большого Вознесения

Храм Большого Вознесения

В одном из приделов недостроенной церкви Вознесения Господня в Сторожах 18 февраля 1831 года проходило венчание А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой. Рядом, на месте нынешнего сквера, разбирали старую Вознесенскую церковь Натальи Кирилловны Нарышкиной. Церковь у Никитских ворот, недалеко от своего дворца, Наталья Кирилловна построила в 1685 году. На этом месте и раньше стоял храм, деревянный, известный с 1619 года. Позднее в приходе храма стоял двор Г.А. Потемкина. Поговаривали, что в той церкви он тайно венчался с Екатериной II. Может быть, поэтому, а может быть, потому, что двор Преображенского полка, шефом которого он был, располагался неподалеку и нуждался в большом соборе, граф решил перестроить старую церковь. Проект был поручен В.И. Баженову, но смерть графа помешала осуществлению этого плана. Строительство продолжили родственники Потемкина. Выяснилось, что фундамент старой церкви не выдержит большого собора, и заказчики отдали под новый храм свой двор. Старую церковь не сносили, начав рядом строительство трапезной по проекту М.Ф. Казакова, которую закончили в 1816 году. Сам храм достраивался в 1830-х. На сохранившихся чертежах проекта есть подписи Ф. Шестакова, Н. Козловского, А. Григорьева. Иконостасы были сделаны по проектам архитектора М.Д. Быковского. Освящение собора Большого Вознесения состоялось 19 сентября 1848 года. Храм «Большое Вознесение» облюбовала московская интеллигенция. Утонченный ампир, венчание Пушкина, прекрасная акустика привлекали прихожан со всей Москвы. Рядом сохранялась маленькая нарышкинская колокольня с шатровым верхом.

Храм стал свидетелем страшных боев 1917 года между юнкерами и революционными отрядами. Сюда принесли 180 гробов с телами погибших юнкеров.

А в 1920 Ф.И. Шаляпин читал здесь Апостола: в церкви венчалась дочь певца. В 1922 году храм был разграблен «в пользу голодающих Поволжья», но службы продолжались. В 1925 здесь отслужил свою последнюю службу Патриарх Тихон, в 1928 году состоялось отпевание М.Н. Ермоловой.

1931 году храм отдали под склад. Затем здесь разместилась лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института им. Кржижановского. Внутри был устроен второй этаж, прорезаны окна. В 1937 году снесли колокольню. В 1987 году лабораторию выселили. В храме было решено открыть культурный центр с концертным залом. По многочисленным просьбам москвичей его вернули церкви. С 1990 года здесь возобновились службы. В 2002—2004 годах была заново построена колокольня.

История храма Малого Вознесения

храм Малого Вознесения

Храм в честь Вознесения Господня на Большой Никитской (с начала 1830-х годов именуемый «Малым Вознесением», чтобы отличать его от вновь построенного храма «Большое Вознесение» у Никитских ворот) расположен в самом центре Москвы, недалеко от Кремля. Со второй половины ХIV века здесь пролегал путь на Волоколамск и далее на северо-запад к Великому Новгороду; кипела жизнь в богатой слободе, где  обосновались новгородские купцы, а затем и торговые люди из Великого Устюга. Их стараниями, по всей вероятности, и была построена Вознесенская церковь, первоначально деревянная.

Первое упоминание о храме найдено в Лицевом летописном своде Ивана Грозного и относится к 7056 (1548) году: «…князя Михаила изымал князь Петр Шуйской на посаде во дворе у вознесения … за Неглинною на Никитской улицы…» А годом ранее, в 1547-м, были канонизированы два святых покровителя Великого Устюга – праведные Прокопий и Иоанн. Особенно близок был торговому сословию блаженный Прокопий – ганзейский купец, родом из Любека, который безраздельно отдал свое сердце православию. Ныне существующий южный придел храма – единственный в Москве, освященный во имя Прокопия Устюжского – впервые упоминается в 1680 году. Недавние археологические исследования позволяют предположить, что изначально он существовал как отдельный храм и позднее был соединен с Вознесенской церковью.

Считается, что новая каменная церковь была возведена на месте древней царем Феодором Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного,  в память его венчания на царство в день праздника Вознесения Господня 31 мая/10 июня 1584 года.